ВСТРЕТИМСЯ В " КАЛЕЙДОСКОПЕ" !!! ПРЕССА О НАС.... НОВОСТИ.




"Сказкотерапия и театр: сочетание сочетаемого" 

Сказкотерапия – один из самых древних психологических и педагогических методов передачи знания о мире, о философии жизни, о законах социума и духовном развитии человека через метафорические ресурсы сказки. Испокон веков сказка служила моральным и нравственным законом, предохраняла детей от напастей, учила жизни. Вот и наши предки не спешили наказывать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка.
Языком сказки можно описать абсолютно всё, что нас окружает, в том числе и нас самих. Бесконечно разнообразны и формы работы со сказкой. Так, узнав, какие именно сказки любит ребенок, опытный психолог без труда определит вопросы, волнующие малыша на данном этапе его развития, ведь, как показывают исследования, в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. А подобрав специальные сказки, можно мягко повлиять на поведение крохи. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно – таким способом можно узнать о скрытых детских переживаниях. Более того, сочиненная специально для ребенка лечебная сказка поможет малышу избавиться от волнений и страхов, преодолеть трудности.

Неисчерпаемое богатство метода сказкотерапии привлекает психологов, педагогов и просто родителей, желающих воспитать в своем ребенке творческую личность. В данной статье мы расскажем о еще одной грани работы со сказкой – о сочетании сказкотерапии с волшебным миром театра. 
О том, для чего нужны спектакли, основанные на методе сказкотерапии, нам рассказали руководители Молодежного театра «Калейдоскоп», вот уже несколько лет занимающиеся такими постановками, –
художественный руководитель Сажин Эдуард Александрович и директор-руководитель Криницына-Сажина Ксения Владимировна.

- Расскажите, пожалуйста, о вашем театре, о методике, по которой работаете.
Ксения Владимировна:
Нашему театру 5 лет, в этом году мы открыли шестой сезон. Сначала играли в Ижевске, и вот уже третий год – в Казани.
Репертуар у нас строится по системе сказкотерапии. Этот психологический метод позволяет передавать знания доступным для детей способом – путем разыгрывания известной, очень близкой детям ситуации, чтобы на конкретном примере они сделали самостоятельные выводы. Плюс к этому, мы разработали свою систему: у нас зритель является еще одним персонажем в спектакле.
- Это как?
Эдуард Александрович: Это такая форма непосредственного общения со зрителем, когда дети не просто сидят и смотрят спектакль, а еще и принимают в нем участие. Например, у нас практически во всех спектаклях присутствует следующий прием: мы переодеваем ребенка в сценический костюм, он выходит на сцену и вместе с актерами играет определенный эпизод, где артисты общаются с ним, как с партнером. То есть ребенок здесь уже не зритель, а одно из действующих лиц. И по ходу всего спектакля главные герои постоянно общаются со зрителями, выходят на контакт, спрашивают совета, подключают к действию. Таким образом мы убираем эту пресловутую «четвертую стену» Станиславского, исчезает преграда между актерами и зрителями.

- Насколько лучше дети усваивают информацию, переданную им таким способом?
Эдуард Александрович:
Вот конкретный пример: тема ОБЖ, правила поведения в лесу. Не хочется голословно втолковывать ребенку какие-то истины, учить его, грозить пальцем: «Ай-ай-ай, так нельзя!» Он послушает-послушает, и ничего для себя не вынесет. А у нас на эту тему пишется пьеса, в которой действующие лица – это известные всем детям персонажи из мультфильмов, книг, художественных фильмов. Так, в нашем спектакле «Малыш и Карлсон, путешествие в лес» герои собираются в лес и обсуждают, как нужно себя вести во время путешествия. Знания здесь преподносятся детям не просто так, а в художественной форме. И тем более, когда ребята участвуют в этом сами, сами проговаривают правила во время спектакля: что вот это нельзя, это плохо, а вот это хорошо, сами приходят к каким-то выводам – это имеет сильное воздействие. Ребенок запоминает саму игру, и это в любом случае ложится ему на подсознание. Я не говорю, что, выйдя из театра, он сразу станет другим, но потом, в будущем, если ребенок вдруг, не дай бог, попадет в какую-нибудь похожую ситуацию, он обязательно вспомнит, что видел, и будет знать, как себя вести.
Ксения Владимировна: Кстати, здесь хотелось бы отметить по поводу нашего нового спектакля «Приключения Буратино в стр
ане прав», разработанного в рамках правового воспитания. Этот спектакль у нас посмотрел Уполномоченный по правам человека в РТ Рашит Вагизов и был очень доволен, одобрил нашу систему работы с детьми.
- Наверное, через свои спектакли вы не только доносите какие-то практические знания, но и поднимаете тему вечных ценностей, рассматриваете нравственные вопросы: что есть добро, а что зло?..
Ксения Владимировна:
Конечно, например, в нашем стационарном спектакле «Про Ивана-дурака и золото, которое руки жжет» рассматриваются такие темы, как «достоинство человека», «почему говорят одно, а делаю другое», «как на обиженных воду возят», «не трогай чужое» и т.д.
- Каков возраст самого маленького вашего зрителя?
Ксения Владимировна:
Если это выездные спектакли в детские сады, то там нас смотрят даже малыши 2-2,5 лет. Стационарные спектакли, которые проходят в ЦКС «Московский» (бывший ДК Урицкого. Прим. авт.), рассчитаны на начальное звено, то есть 1-6 классы. 
Эдуард Александрович: Хотелось бы добавить по поводу возрастных категорий нашего зрителя. Если мы идем в садик, то собираем всех детей – и тех, кому 2,5 годика, и шестилеток. Просто те, кто постарше, улавливают смысл спектакля, понимают тему, а малыши чаще всего бывают в восторге оттого, что увидели знакомых им персонажей вживую, а не с экрана телевизора. У них всегда такие глаза! Рты пооткрывают!..
Ксения Владимировна: У нас был случай такой: во время спектакля один малыш стал плакать, долго не могли понять, что же ему надо, а оказалось, что он хотел потрогать Карлсона, на руки к нему просился!
Эдуард Александрович: Да, это когда я сам играл Карлсона. Так и доиграл спектакль с ребенком на руках, ни за что не хотел слезать!.. (Смеется.)
- Сегодня множество различных шоу
-групп занимаются театральными постановками, ездят со своими спектаклями по школам и детским садам. При этом далеко не все из них хорошо понимают, с какой аудиторией они имеют дело, и оставляют после себя, по меньшей мере, недоумение. Что вы, профессиональные артисты, думаете по поводу таких представлений? Я   о степени ответственности артиста перед зрителем…
Эдуард Александрович: К сожалению, бывает такое, что какая-то группа людей думает: «Мы умеем неплохо кривляться. А почему бы нам не заработать на этом денег!» Ни о какой ответственности, разумеется, здесь речи не идет. Для нас, например, важна репутация. Мы ведь не временная группа, собравшаяся только для того, чтобы заработать денег. У нас далеко идущие планы. Мы мечтаем сделать хороший, если не государственный, то муниципальный театр. Сценарии для наших спектаклей пишут на заказ профессионалы. Все наши артисты имеют либо законченное высшее, либо среднее актерское образование. И потом, дети – это ведь особые зрители. Первое, чему учат в театральном – это чувство меры. Если еще взрослый, даже не поверив игре артистов, сможет где-то дофантазировать, домыслить и поверит в саму разыгранную ситуацию, то ребенок домысливать не будет! Здесь недостаточно, чтобы артисты просто играли, тем более приблизительно, условно. Они должны существовать по правде жизни, иначе ребенок им
просто не поверит.
- А могут ли родители сами организовать свой домашний «театр», основанный на методе сказкотерапии?
Эдуард Александрович:
Разумеется, сказкотерапия приемлема не только для профессионалов, для какого-то театрального коллектива, но и для родителей. Если родители хотят культурно развивать своего ребенка, они творчески подойдут к его воспитанию. Они, например, не просто прочитают ему книжку на ночь, а подключат фантазию, сошьют костюмы, куклы, соберут друзей и вместе с ребенком покажут мини-сценку собственного сочинения или небольшой спектакль по любимой сказке своего малыша. Почему бы и нет! В конечном итоге, всё зависит от самих родителей, от их желания заниматься своим ребенком, воспитывать у него духовные ценности, творческое начало, воображение…

  
  Журнал "КРОШКА"                                       Ирина Ронжина.
******************************************** 
Играть, чтоб каждый день – аншлаг!
Встретимся в «Калейдоскопе»
Последние две недели только слова восхищения слышу я от своей дочери, совершенно случайно попавшей в конце сентября на премьеру спектакля «Приключения Буратино в стране прав». Чем же так поразил спектакль мою большую любительницу театрального действа? За ответом я отправилась к директору молодежного театра «Калейдоскоп» - Ксении Криницыной-Сажиной.
- Ксения Владимировна, чем оригинальна ваша новая постановка?
- Наш новый спектакль - музыкальная фантазия, продолжение известной сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» - был поставлен
по материалам  Гульназ Наиловой, победительницы конкурса «Воспитатель года-2007», которая разработала свою образовательную программу по вопросам права. В основе поставки – теория «сказкотерапии». Сказкотерапия во главу угла ставит идею, что каждая сказка – это зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно все, чего не бывает в жизни. И, заметьте, всегда счастливый конец! На нашем спектакле стерта линия, разделяющая сцену и зрительный зал. Наш зри
тель всегда сопричастен с происходящим, он может вообразить себя любым из персонажей, пережить все перипетии сюжета, отзываясь на них душой. Идет интерактивная игра, где зритель становится участником театрального действия. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Не случайно именно этим спектаклем заинтересовался Уполномоченный президента по правам человека в РТ Рашит Гаязович Вагизов. Он считает, что наш спектакль формирует у детей представление об основных нравственных ценностях, так необходимых в современном обществе.

- А какие ещё спектакли будет полезно и интересно посмотреть?
- Мы ставим спектакли для маленьких детей. Именно в сказках актер может ярко проявить себя, именно в сказках можно по-хорошему похулиганить, повеселиться, спеть, станцевать, показать свой юмор. В нашем репертуаре 
7спектаклей.
Один из них - детский музыкальный спектакль « Про Ивана-Дурака и золото, которое руки жжет »  По мотивам одноименной пьесы М. Бартенева  « Про Ивана-Дурака» Сказка - ложь, да в не
й намек…     А спектакль «Малыш и Карлсон, путешествие в лес», автора О.Арматынской, - это   сказка-фантазия по правилам поведения и безопасности в лесу, по проблемам экологии. Во время музыкальной сказки-истории « Кот Леопольд и ее Величество Вежливость» (Д. Карепанова и А.Ушаковой) ребятишки вместе с артистами разбираются в проблемах психологии общения и этикета . «Сказка о Федоре и о коте Матвее» импровизация по мотивам сказки  К. Чуковского «Федорено горе»
Поставили мы спектакль и на татарском языке. Это «Волшебная лампа Аладдина — Г
әләветдиннең тылсымлы лампасы» по мотивам сборника рассказов «Тысяча и одна ночь». Обращение к
пьесам на татарском языке тоже для нашего театра не случайно. В наших целях стоит построение первого в Татарстане двуязычного театра. Такой театр будет приобщать молодое поколение к национальным традициям.

- Молодёжный театр - это альтернатива ТЮЗу?
- Ни в коей мере!
Каждый театр и даже маленький коллектив по своему индивидуален . Я не когда не кого не с кем не сравниваю и не люблю когда это делают другие.  Наш театр уникален, и я его люблю, но не противопоставляю его др
угим театрам.   Как директор театра я считаю, что у нас просто потрясающие спектакли и великолепные актеры. Все они – люди с высшим и средним  актерским образованием.  

- Вы хрупкая женщина.
Не тяжело нести на себе весь театр?
- Наш театр мы строим практически с нуля
.
Рассказывать о своем театре все равно, что рассказывать о своем детище: каким бы он ни был, ты все равно будешь необъективен - ведь это твой ребенок.
За два года существования театра нас в городе успели узнать многие. Мы практикуем гастроли по школам и детским садам. Судя по отзывам, с которыми охотно делятся наши зрители, то, что мы делаем – им очень нравится! И очень обидно, что мнение администраций школ и детских садов испорчено «гастролерами-однодневками», которые своим непрофессионализмом позорят всю актерскую братию.

- Какие проекты можно ожидать от Молодёжного театра?
Какие планы?
- Готовятся к постановке «Предложение» и «Юбилей» А.П.Чехова – великая и вечная классика, знакомство с которой так необходимо подросткам; "
Сказки  для Принцессы" В спектакль вошли истории написанные детьми  победителями  конкурса «Сказки старого города» проведенного Управлением  Культуры г. Казани 2009г.
   «А зори здесь тихие»- инсценировка  одноименной повести Бориса Васильева  Спектакль приуро
чен к  шестидесяти пяти летию Великой Победы над фашисткой  Германией.
Галина Хасанова
Газета "Метро. Главные новости недели"
20.10.2009г

*************************************************************************(Казань, 19 марта 2009г «Татар-информ», Наталья Топал). В дни школьных каникул артисты молодежного театра «Калейдоскоп» встретятся с учащимися казанских детских художественных школ.

Юные художники сначала посмотрят спектакль «Про Ивана-дурака и золото, которое руки жжет», а затем передадут свои впечатления в рисунках. Итогом совместной творческой деятельности станет выставка работ под названием «Театр глазами детей». Об этом корреспонденту ИА «Татар-информ» сообщила директор и художественный руководитель театра «Калейдоскоп» Ксения Криницына-Сажина.

Этот проект, по словам организаторов, не ставит главной задачей устроить в каникулы просто развлекательное мероприятие. «Наша встреча носит обучающий и воспитательный характер. Этот спектакль формирует у детей представление об основных нравственных ценностях», - сообщила К.Криницына-Сажина. По окончании школьных каникул организаторы планируют провести выставку рисунков для того, чтобы укрепить интерес детей к театру.

Одним из организаторов проекта является преподаватель детской художественной школы №4 Лада Выборнова. «Этот проект мы специально приурочили к Международному дню театра», - сообщила Л.Выборнова. Спектакль пройдет во дворце Культуры и Спорта" Московкий"(бывший Д.К. им.Урицкого), где сейчас базируется театр «Калейдоскоп». Педагоги считают, что прививать любовь к театру важно с раннего возраста, а для этого его нужно обязательно посещать.


| Вход
Здравствуйте, Гость
Гость, мы рады вас видеть.

Меню сайта
Наш опрос
Среди Государственных театров г.Казани, имеет ли место новый альтернативный, образовательный театр?

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало: 6
Обсудить опрос на форуме
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта


  • Праздники России